Не просто бизнес-подход, а скорее, милосердие и душевная составляющая. Так говорит о своем детище — пансионате «Южный» — идейный вдохновитель и директор Наталья Косарева. Она рассказала порталу Tomsk.ru о том, как можно вернуть к жизни целые семьи, какая бывает старость и что за страхи посещают разные поколения, если речь заходит об уходе за престарелыми.
— Как вы пришли в этот социальный бизнес?
— В 2018 году мы с друзьями решили, что есть такая потребность. Я тогда работала в больнице, видела, как дети привозят родителей и ревут, боятся сдавать своих родственников в психиатрию. Решили попробовать создать частный пансионат для старшего поколения. Было страшно. Сначала люди просто приезжали и интересовались. Они не понимали, что это такое, было огромное недоверие. Потом возвращались и начинали пробовать. На несколько дней оставляли, потом продлевали, понимали, что это не страшно, что им облегчает жизнь эта услуга и позволяет работать, заниматься семьей. Дети всегда могут позвонить и узнать, как дела у родителей. Мы и видеосвязь организовываем, и в WhatsApp присылаем фото, чтобы они виделись, общались. Бабули сами активно к нам шли и говорили, что здорово сидеть не в четырех стенах, а развиваться. А дети при этом боялись. Больше приходилось работать с родственниками. Они брали родителей домой на выходные, а пенсионеры просились назад в пансионат.
— И до сих пор у родственников есть это чувство страха и стеснения?
— Сейчас люди больше боятся общественного осуждения. Осуждают только те, кто сам в этой обстановке не был, и только они могут осуждать, но не у всех есть физические и моральные силы ухаживать за сложным пожилым человеком, поэтому есть мы, которые занимаются такой работой. Здесь за пожилыми присматривают, обеспечивают домашнюю атмосферу, медицинское обслуживание, занимаются досугом и пытаются их всячески социализировать. Я сама в психиатрической больнице отработала 10 лет, в том числе в приемном покое. Пенсионеры думают, что свое отжилим, стали обузой для детей. Доминирует пессимистический настрой. Мы пытаемся их переубедить. С советских времен у людей сложился стереотип, что там страшно. И мы пытаемся развеять этот миф. Что это не страшно и не стыдно. Мы все люди взрослые, нам надо работать, содержать семью. За границей это норма: пошел на пенсию — живешь своей жизнью, никого не обременяеш
— На самом деле, запрос на данную услугу огромный, в бюджетные дома престарелых попасть очень сложно.
— Да, это огромная проблема. Стариками никто не занимается особо. А старость у всех разная. Есть настолько болезненная, что дети вместе с пожилыми родителями «выгорают». Они приходят «убитые», им уже самим нужна психиатрическая помощь. У нас есть специалисты, которые занимаются с теми, у кого деменция, болезнь Альцгеймера, восстанавливают после инсульта и после ковида.
— В свете последних событий постковидная реабилитация старшему поколению жизненно необходима.
— Коронавирус очень сильно «скосил» бабушек и дедушек, особенно тех, у кого есть предпосылки к деменции, ишемии. Ковид обостряет все эти заболевания. Из больниц они поступают к нам обезвоженные, замученные. Конечно, больница делает все, что может, но на постковидном периоде им очень нужна помощь, и мы делаем им кислородную терапию (по назначению врачей, конечно), обеспечиваем белковое питание, непрерывно мониторим состояние здоровья. Другими словами, оказываем пожилым людям постковидную реабилитацию.
— Сбалансированное питание в пансионате тоже помогает этому процессу, наверное?
— Естественно. Дома, например, пенсионеры живут с сахарным диабетом и едят, что хотят. Уровень сахара «прыгает». У нас лечебное диетическое питание. Сначала не все диабетики готовы смириться с этим, но потом видят, как нормализуется давление, улучшаются анализы. Самочувствие становится стабильным, проблемы со здоровьем уходят. На праздники даем поблажки, заказывает тортики, сладкие пироги и пирожные. Это у нас и на День матери, и в День пожилого человека. Приглашали Томскую филармонию, они привозили синтезатор. Дни рождения отмечаем. В прошлый понедельник у нас было сразу четыре именинника. Огромный торт украсили свечки с их возрастом: 88, 85, 75 и 82. Совместно его задули. Весело было. У нас есть мужчина, который всегда говорит тосты, занимается подборкой музыкальных композиций на праздники. И поводы для них всегда у нас найдутся. К слову, живет у нас бабушка, которой исполнилось уже 100 лет!
— Как вы подбираете персонал в пансионат? Ведь требуются особые качества и отношение к жизни.
— Сначала собеседуем, приглашаем посмотреть. Работа очень тяжелая. Своя специфика. Надо понимать, что не старики такие вредные, просто они так болеют. Потом выходят на стажировку, мы смотрим, прикрепляем опытного сотрудника, собираем обратную связь. Очень важна душевная составляющая. Смотрим, чтобы любили пенсионеров, уважали старость. У нас есть и молодые, и женщины в возрасте, пенсионерки. Бабушки любят и тех и других. За энергичность, пример, отношение к жизни, юмор.
— Какие задачи делегируете своим коллегам?
— Мой заместитель занимается контактами с родственниками, это очень объемная работа. Очень тщательно отбирает персонал, наблюдает за ним на стажировке. У нас большая команда. В России уже семь филиалов пансионата «Южный», которые мы открываем в различных городах страны. Сейчас запускаемся в Тюмени. Есть своя бухгалтерия, отдел кадров. Это еще только начало. Нам всего три года. В Томске у нас маленькая территория. Но когда мы стартовали, она казалась нам огромной. А сейчас столько запросов, что есть очередь. И нам требуется помещение в два раза больше. Уже есть в планах открытие филиала в Томске. Там будет как раз пространство для прогулок, реабилитации, зал для лечебной физкультуры.
— Во сколько раз за эти три года увеличилось число постояльцев пансионата?
— Первые два месяца у нас жила всего одна бабушка, которой уделялось все наше время и внимание! Можно сказать, что жила она как настоящая королева. Потом на второй месяц постояльцев стало уже девять, и каждый раз их становилось все больше и больше. С августа до декабря у нас проживало уже более 30 бабушек и дедушек. И на данный момент на территории пансионата проживает 86 постояльцев. Это полная загруженность! Мы мечтаем о втором корпусе, куда можно было бы разместить всех желающих.
— Вы планируете переехать туда полностью или разбить пансионат на два самостоятельных строения?
— Да, это будет два самостоятельно функционирующих здания. Второе здание планируется разместить в Ленинском районе, ближе к реке, где церковь. С этой церковью мы, к слову, сотрудничаем.
— В интернете очень много хороших отзывов о вас, как эта обратная связь помогает совершенствовать работу пансионата?
— Когда люди говорят слова благодарности, ты понимаешь, что ты по-настоящему помог человеку и его семье справиться с непростыми жизненными проблемами и трудностями. Это, конечно, бальзам на сердце! У нас здесь работают люди, которым не все равно. Не бездушные роботы, которые отталкивают этих бабушек и дедушек и всячески пытаются снять с себя ответственность за здоровье и жизнь человека. Конечно, людям очень важно и приятно, когда к их родственникам относятся по-человечески и с добротой. Второй год подряд пансионат признается лучшим социальным проектом в сфере социального обслуживания. Нам важны не призы или подарки, а просто значимость, признание и доверие. Потому что это показатель, что ты делаешь важную, добрую и хорошую работу. Решать социальные проблемы — это, конечно, дорогого стоит. И это гораздо больше, чем деньги на рекламу.
— На каком этапе развития вашего бизнеса вы начали сотрудничать с Фондом развития бизнеса?
— С 2018 года мы работаем, а в 2020-м мы обратились в ФРБ. Наши знакомые ребята скинули информацию об этом фонде, потому что они уже работали вместе с ними. И мы решили поучаствовать в конкурсе. Как и полагается, все сделали в последние дни: собрали документы и подали заявку на конкурс. На самом деле, вообще не ожидали, что из этого что-то получится, а мы взяли и выиграли! Конечно, мы были очень приятно удивлены. Сразу после этого началась плотная и плодотворная работа с фондом: всевозможные обучения, тренинги, конкурсы. Там нам дают очень много полезной и нужной информации.
— Как о вас узнают томичи?
— Сначала мы давали рекламу, но, конечно, сарафанное радио — это самый действенный способ в нашем случае. Чаще всего семьям нас рекомендуют врачи. Врачи видят, как мы работаем, и понимают, какой уход за пожилыми людьми мы можем обеспечить. И, конечно, сами люди видят, что мы постоянно растем, меняемся и совершенствуемся. А такие компании, как правило, вызывают доверие.
— С какими организациями вы сотрудничаете и получаете ли вы какую-то волонтерскую помощь?
— Да, нам довольно часто звонят простые люди и предлагают свою помощь. Мы всегда ее принимаем и никогда не отказываемся! Например, недавно нам позвонили и предложили подарить коляску. Безусловно, они у нас есть, но помощь никогда не будет лишней, и каждая вещь найдет своего нового хозяина или хозяйку. Мы также помогаем другим фондам, которым нужна какая-то помощь. Потому что помогать друг другу — это нормально! Плотно сотрудничаем с церковью. Ведь зачастую вера — это все, что осталось у пожилого человека. До пандемии к нам приходили волонтеры-медики и давали концерты. Всевозможные дома творчества всегда и с удовольствием делают для наших бабушек и дедушек открытки, записывают видеопоздравления и мастерят поделки. И настроение старшего поколения улучшается, дети чувствуют себя причастными этому замечательному и доброму делу.